раздел - II

УСТРОЙСТВО РАБОТЫ МОЗГА

Механика работы мозга или несуществующая наука ПСИХОЛОГИЯ

Дословный перевод слова психология — это «наука о душе» (psyche—душа, logos - учение)

Хотя это понятие весьма спорно, но в нашем обществе принято все, что связано с поведением человека, его эмоциями, потребностями и моделями поведения называть психологией. В начале двадцатого века по этому поводу шли активные дебаты в научном сообществе. Например, профессор И. П. Павлов, нейрофизиолог и лауреат Нобелевской премии, предлагал совсем другое название.
Но об этом немного позже.
Согласитесь, душа — это нечто, что нельзя потрогать или увидеть. Но мы точно знаем о существовании рефлексов и работе нейросетей в нашей голове, мы понимаем, что они — это нечто реальное.
устройство работы мозга
Мы знаем и можем объяснить эту механику.
При помощи современной техники, аппаратов МРТ мы можем наглядно увидеть и визуализировать работу тех или иных отделов мозга при заданных параметрах деятельности. Еще уважаемый Иван Петрович Павлов предлагал называть эту науку рефлексологией, но как-то не «приросло». Называем мы сферу нашей деятельности загадочным словом «психология». Вот и пошли разделения на психологию поведенческую (или социальную), клиническую, спортивную, военную или еще не бог весть какую. Зависимую, например. А суть у всего одна и кроется она в механике и бионейрологии работы мозга.
Учитывая формат этой книги, мы, конечно, будем больше говорить о процессах зависимости, но затронем и общие понятия деятельности нашего мозга, мышления, памяти и формирования тех или иных моделей поведения. Прежде чем рассматривать понятия зависимости, коммуникации и, в общем, процесс терапии, необходимо знать, как работает наш мозг. В качестве схемы его работы мы рассмотрим теорию триединого мозга нейрофизиолога Пола Маклина, так как она понятно и схематично объясняет процессы, в мозгу происходящие.
Суть ее заключается в том, что мозг человека состоит из трех частей: древнейший мозг («мозг рептилии»), «мозг животного» или лимбический мозг и новейший мозг (неокортекс), так называемый «мозг человека».
Согласно модели функционирования и строения мозга, которой мы придерживаемся, мозг рептилии отвечает за рефлексы и потребности.
Рептильный мозг самый древний, и именно он побуждает нас следовать инстинктам выживания, размножения, завоевания положения в племени или стае.
Еще в середине XIX века русский ученый И.М. Сеченов в своих опытах доказал, что основное количество наших инстинктивных реакций на нервные раздражители получает импульс именно из этого участка мозга.
Он брал лягушку и отрезал ей голову (лягушка при правильной обработке раны может прожить еще целые сутки).
Земноводное располагали на столе, и оно замирало в своей позе.
Далее исследовании оказывали на еще живое существо механические воздействия: они кололи иголкой - и лягушка прыгала вперед, избегая неприятного ощущения, капали кислотой - и испытуемая лапкой пыталась стряхнуть с себя раздражающую жидкость.
механика работы мозга при наркомании
Отсюда вывод: основные инстинкты, отвечающие за наше выживание, и, следовательно, за размножение вида, находятся именно в этом отделе мозга (Читайте И. М. Сеченов «Рефлексы головного мозга»).
Справедливости ради необходимо сказать, что лягушка - не человек.
У нас с вами помимо инстинкта выживания и размножения, учитывая нашу «стайную» конструкцию, есть еще один естественный рефлекс - это инстинкт сообщества или социального соответствия, говоря и зыком социальных психологов.
В нашем позвоночном мозгу располагаются так называемые клетки ретикулярной формации, которые и составляют психическую энергию.
С легкой руки Зигмунда Фрейда мы называем эту энергию «Либидо» или «энергия жизни».
Эти клетки мы получаем от рождения, и у кого-то их больше, у кого-то меньше. Полагаю, вы замечали людей «живчиков» и «амеб». Что с таким человеком не делай, он или она по жизни находится «на подъеме» или постоянно «тормозит». Именно от количества психической энергии зависит темперамент человека, который мы с вами получаем от рождения. Формирование этого тонкого механизма происходит еще в материнской утробе, и, конечно, на него влияет генетический материал, полученный от наших предков. Еще древнегреческий доктор по имени Гиппократ обнаружил этот феномен и систематизировал свои наблюдения, назвав их типами темперамента. Правда он думал, что на людей и их модели поведения влияет преобладающее наличие тех или иных жидкостей в организме.
И пусть с жидкостями он был не прав, но наличие тех или иных темпераментов у Рептильный мозг Мозг млекопитающего (лимбическая система)
Неокортекс -кора головного мозга людей мы с вами замечаем и на сегодняшний день. Меланхолик (меланхоле- черная желчь) - легкоранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее. Холерик (холе —желчь, яд) - порывистый, способный страстно отдаваться делу, преодолевать значительные трудности, но при этом неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.
Сангвиник (лат. sanguis, сангвис, сангуа - кровь) - живой, подвижный, достаточно легко переживающий неудачи и неприятности.
Флегматик (флегма-мокрота) - медлительный, спокойный, с устойчивыми стремлениями и стабильным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.
Сегодняшние нейронауки называют темпераменты врожденным уровнем счастья, точнее сказать, сочетанием гормонов и нейромедиаторов в мозгу каждого отдельного человека. Условно говоря, если у вас или, к примеру, у меня - низкий уровень эндогенных опиатов (дофамина, эндорфина, серотонина) и прочих химических прелестей в головном мозгу, то счастья не видать нам как собственных ушей, хоть с деньгами, хоть без них, хоть с семьей, хоть без нее.
Их всего три: Потребность в выживании.

потребности выживания при алкоголизме
биохимия мозга со временем успокаивается, но никогда в полной мере. В связи с этим и случаются срывы и возвраты к употреблению. Об этом механизме мы подробно поговорим в В древние времена инстинкт самосохранения направлялся напрямую па выживание. Наши предки ощущали состояние перманентной треноги.
Десятками тысяч лет человек вынужден был скитаться по полям и лесам в поисках пропитания и укрытия, защищаться от хищников и охотиться. Страх и рождаемая им реакция выброса адреналина зафиксировала внутри нашего организма всего три базовые реакции: БЕЙ, БЕГИ, ЗАМРИ.
Давайте представим, что счастье можно измерить по шкале от 1 до 10 баллов. Например, живет себе человек с низким уровнем химического счастья от 1 до 3, и случится у него радость, успех или еще какая-нибудь приятность - он и порадуется ровно на 3 балла, а произойдет несчастье мелкого масштаба - он и раздует из мухи слона. Или, например, средний у человека уровень - от 3 до 6 баллов, так и живет он, как говорят: Ни рыба ни мясо». Но все же лучше, чем ничего. Или высокий уровень счастья у человека - от 6 до 9 баллов -и все ему нипочем.
Помните песенку веселого пионера «Что мне снег, что мне зной...»? Одним словом, счастливчик. А Гиппократ бы сказал - Сангвиник.
В классической наркологии считается, что у всех зависимых людей от природы низкий уровень эндогенных опиатов, а также низкая толерантность к выбросам дофамина (нейромедиатора, который отвечает за процесс влечения или, точнее, за постановку целей и их привлекательность для нас).
потребности выживания при наркомании
Поэтому так сильна ломка у наркомана и похмелье у алкоголика, и после игрового запоя (да, не удивляйтесь, есть и такой термин) у игромана жизненной энергии совсем чуть, балла на 1,5 максимум. И как же поднять себе настроение? Думаю, ответ всем известен. «Алкоголиками становятся только с горя, от счастья еще никто не спился», - говорит народная мудрость. Если все так просто и предсказуемо, есть ли смысл лечить зависимость? Конечно есть. Когда человек выздоравливающий принимает для себя идею полного воздержания, он или она действительно обрекают себя на жизнь в состоянии постоянной абстиненции. Конечно, Все они были направлены на сохранение себя или своего потомства, а также выживание в группе. Наши предки не жили в согласии с природой. Они являлись ее частью и считались с ее законами. Чтобы выжить, нужно было быть здоровым, ловким, умелым, опытным и иметь хорошего наставника, который бы с самого младенчества объяснил, чем поганка отличается от подосиновика. После случившейся 12 тысяч лет назад аграрной революции люди стали переходить к оседлому образу жизни, основывали поселения и строили жилища, но и тогда страх за свою жизнь не оставлял их. Набеги кочевников, стихийные бедствия, голод и болезни всегда сопровождали человека на эволюционном пути. Однако тревога, состояние страха, всплеск адреналина в крови всегда сопровождались физическим отреагированием, о есть трудом - ремесленническим или охотничьим, земледельческим или военным. Я и сам вырос на далеком севере в маленьком поселке и хорошо помню, когда по зиме никто не выходил из своих домов-вагонов, и взрослые мужчины прятались в вахтовых машинах с ружьями возле поселковых свалок отходов, чтобы подкарауливать медведей-шатунов.
Если охота удавалась, шкуру медведя вывешивали на видном месте и весь поселок обсуждал, какой он огромный и как нам всем повезло.
Все это происходило в 80-е годы конца XX века. Для того, чтобы жить и оставлять потомство, древнему человеку нужно было не только защищаться от хищников, вспахивать поле и выполнять множество другой физической работы. Для выживания в природе и социуме необходимы были правила, нормы и модели, которые формировались сотни тысяч лет с развитием нашего вида. Когда пришел технический прогресс, потребность в выживании стала не такой актуальной. Теперь, когда многие вещи за человека делают механизмы, нет необходимости тратить столько энергии на обеспечение собственной безопасности. Мы живем в эпоху дефицита. У нас есть практически все, что только можно придумать, и не требуется такого выброса физической энергии, чтобы это добыть. А природный механизм выработки адреналина и кортизола продолжает работать, как хорошие швейцарские часы.
вывод из зависимости
Вот и лезет человек то в горы повыше, то под землю поглубже, занимаясь экстремальными видами спорта, делая ставки азартных играх, начиная рисковый бизнес... наркотики и алкоголь тоже к этому относятся.
Тревогу-то необходимо снять. Во время военных действий и катаклизмов количество психически больных людей сокращается в разы, потому что психическая энергия направляется в нужное русло - обеспечение безопасности.
А в результате комфортной по нынешним меркам жизни растет количество психических патологий, заболеваний и зависимостей: как большого, так и малого регистра психиатрии.
Однако в подкорковых участках есть ядра, отвечающие не только за индивидуальную безопасность и сохранение вида как такового. Потребность в продолжении рода выражается не только в сексуальном инстинкте и желании совокупляться «чем больше, тем лучше». Мы с вами тайные» или стадные (кому как удобнее) животные и выжить без социальной группы практически не способны, а это значит, что, находясь в группе, мы обязаны соблюдать законы стаи, удовлетворяя потребность в социальном положении. Знать, кто вожак и кто его свита, определить свое место под солнцем, вид занятий, какая от нас польза для всего общества и на какие общие блага мы можем рассчитывать.
Все потребности: выживания, социального положения и продолжения рода, - вечно находятся в динамических отношениях между собой, и в зависимости от фазы возрастного развития происходит преобладание или превосходство той или иной потребности. Например: в подростковом периоде развития для человека начинает иметь большое значение отношение к нему окружающих, гораздо более сильное, чем в предыдущем возрасте, и настолько важное, что преобладает над другими потребностями. Даже над индивидуальным инстинктом безопасности и выживания.
Ученые из Стэнфордского университета провели эксперимент: попеременно, взрослого человека и подростка подвергали намеренной жесткой критике, а датчики, поставленные на тело испытуемых, считывали уровень стресса (выделение адреналина и кортизола).
У подростков он превышал все мыслимые показатели во много раз, в то время как у взрослого человека он поднимался, но был в несколько раз ниже. Поэтому подростки так сильно подвержены влиянию извне и тем самым попадают в зону особого риска при попадании в среду аддиктивного (зависимого) и девиантного (отклоняющегося) поведения. Лимбический мозг Второй мозг называется маммалом или лимбической системой, его именуют также «Л комплексом». Он наблюдается у птиц и млекопитающих. Эта эволюционная надстройка появилась в связи с новым решением: не обязательно убивать своих врагов, можно воздействовать на них эмоциями.
зависимость и ее решение
У рептилий эмоций нет, а у кошки они есть.
Кроме этого, л комплекс отвечает еще и за место в группе, в социуме, то есть за иерархию и свое место в ней.
Эмоции, доминирование, статус - это функции л-комплекса.
Именно эта часть мозга отвечает за процессы жизнедеятельности в организме: участвует в регуляции функций внутренних органов, инстинктивного поведения, памяти, сна и дыхания. В свою очередь лимбическая система отвечает и за эмоции, то есть за выделение тех или иных гормонов и нейромедиаторов. Любая эмоция - это причудливая комбинация био-электро механики нашего мозга, которую мы ощущаем в своем теле. Эмоция Гормнон Функция Страх Адреналин Ишемия, сжаты сосуды Злость Норадреналин Приток кровик мышцам (ногти, зубы, грессия)
Печаль Мелатонин (Шишковидная железа) Неотреогированные слезы, сезонные депрессии, недостаток света Радость Серотонин Нет печали – нет радости, Поплакали-потом радостькак у детей Влечение Эндорфин, фенилэтиламин, дофамин Гормоны движения и концентрации, сексуальность, двигательная активность Отвращение Ацетилхолин Блуждающий нерв, слюноотделение, вагусная регуляция, рвота.
Любовь Окситоцин Ласки, прикосновения, комплименты, роды, сокращение матки, оргазмы, эрекции, также доверие Обида Норадреналин, мелатонин, буря эмоций влечения Реакция поведенческой манипуляции, комплексное чувство-печаль, злость, желание мести, либо чтобы другой удовлетворил твою потребность Мы не можем управлять этими процессами: контролировать ток крови, регулировать работу кишечника или выбирать, пугаться нам пли нет. Но при этом существует связь между сознанием и эмоциями, и именно эта связь позволяет существовать такому явлению, как пси хотерапия. Обучая своих клиентов наблюдать за своими телесными реакциями, мы помогаем соединить, «сшить» в мозгу реакции тела и сознания.
Долгие годы употребляя вещества, изменяющие сознание, они теряют эти связи и приходят к двум состояниям: «плохо» или «хорошо». Да, еще есть «нормально» - это когда никак. Привычка жить в диссоциации (отстранении) со своими ощущениями очень сильна, и даже в периоды воздержания она не проходит сама по себе. Пациенты РЦ стремятся к сильным эмоциям: боли или удовольствия - поедание конфет в неимоверных количествах, уход в спорт, подавление злости и накопление обид на персонал, тихая месть родителям (отказ писать письма или звонить) - используются любые возможности, чтобы хоть как-то «раскачать» свое эмоциональное состояние, чтобы почувствовать хоть что-то. Пример из практики: как-то раз попадает к нам в клинику постоянный клиент, рецидивист алкоголик. Спрашиваю: «Сколько не пил?». Отвечает, что полтора года. «А зачем напился?». Отвечает: «Не поверите, хотел с похмелья поболеть». И это не шутки, это всерьез. В большинстве случаев у всех зависимых снижен болевой порог, они действительно не чувствуют, не ощущают тонких процессов ни в психике, ни в теле. Подростковые порезы, прижигание себя горящими сигаретами, да и другие поведенческие процессы, которые вроде бы в рамках нормы: баня, прорубь, борьба и прочие человеческие увлечения... Эрик Берн называл это привычкой к сильным строукам (ощущениям). «Кто-то из нас привык к пинкам и подзатыльникам, а кто-то к поглаживаниям и комплиментам». Люди, живущие в деструктивных сценариях, в основном выбирают сильные эмоциональные состояния: гнев, злость, страх, обиду, ненависть, ярость, апатию, депрессию, унижение и так далее и т.п. Техники на развитие и осознание эмоционального интеллекта также смотрите в разделе «Техники». Кора головного мозга/Неокортекс Наш «третий мозг» - неокортекс. Он есть только у человека и высших приматов, например, у шимпанзе. Появился он в результате эволюции и отвечает за создание нейронных связей, формирующих модели поведения (стереотипы, привычки, скрипты).
решение проблемы наркомании

Именно в неокортексе принимаются рациональные решения, ведется планирование, решаются логические задачи.
Это единственная часть головного мозга, процессы в которой мы можем осознанно отследить. Именно в него поступают сигналы об удовлетворенных/ неудовлетворенных потребностях, чтобы мы могли начать осознанно действовать и вернуться в зону комфорта.
Нейронные сети в коре головного мозга формируются в первые три года жизни ребенка.
Процесс принятия решений мы называем сознанием, но на самом деле - это заложенный окружением человека набор действий.
Если говорить проще, то работа неокортекса - это заложенные в нашей голове установки, правила и системы в совокупности с интеллектуальной деятельностью. Люди, к сожалению, не часто прикладывают интеллектуальную деятельность к межличностным отношениям и редко занимаются рефлексией (не осознают происходящее с ними).
Осознанием того, что происходит в их жизни в данный момент, занимаются единицы. В рамках терапии зависимости наша цель -направить фокус внимания человека внутрь его самого и научить анализировать свои чувства, потребности и действия, в том числе, в коммуникациях с другими людьми. Мозг легко принимает готовые решения, ему не очень нужен длинный путь, который как раз и есть продукт интеллекта.
Интеллектуальную деятельность люди часто путают с уже знакомыми установками, правилами или алгоритмами.
Например, сейчас вы читаете и фиксируете информацию, но при этом мыслите в рамках уже сложившегося представления о мире. А интеллектуальная деятельность - это факты, анализы и выводы без опоры на уже имеющиеся установки.
Но мозгу выгоднее выбирать уже готовые решения: ему не нужен длинный путь, который включает сбор новой информации и анализ данных.
Его не особо интересует приложение усилий и трата энергии. Миллионами лет эволюции обусловлена деятельность мозга, направленная на сбережение энергии, а не на ее растрату. Нам с вами хочется, чтобы все было раз-два и готово, желательно, без усилий. Есть проблема есть быстрое решение. В процессе воспитания зачастую родители закладывают в своих детей готовые решения, которыми те будут пользоваться до конца своих дней. Некоторые установки могут вступать между собой в конфликты, рождая тем самым невротические реакции и заставляя подчиняться им, попутно объясняя себе: «Я должен», - и ругая себя одновременно: «Я виноват». Для ясности приведу пример: Посыл мамы: «Хорошие мальчики так себя не ведут, на таких, как ты, ни одна девушка не посмотрит». Папа: «Запомни сынок, бабы любят сильных, смелых и безбашенных, мама же твоя меня выбрала ХА-ХА-ХА». В разделе «Техники» смотрите упражнение «Ромашка Социальных ролей». Потребности как мотиватор любых действий Теперь давайте поговорим о потребностях человека, которые, как мы выяснили, и являются мотивацией на совершение любого действия. Пирамида потребностей Маслоу Гуманистический Психолог Абрахам Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру:
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ- ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ - СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА И - БЕЗОПАСНОСТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ Потребности образуют пять уровней. Потребность, находящаяся на более высокой ступени, становится актуальной только после того, как удовлетворены потребности, находящиеся на более низких ступенях. В первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Это значит, что голодный будет думать только о безопасности и пище, а уважение или признание в обществе будут иметь для него значение лишь в свете потребности в еде. Вспомните, когда вы сыты, хочется позаботиться еще о кому ни будь, а это значит, что индивидуальный инстинкт самосохранения удовлетворен и можно заняться удовлетворением и видового. Потребность, следующая за предыдущей, не может быть удовлетворена, пока не будет удовлетворена предыдущая. Иерархические, структурные нарушения как раз и являются спусковыми механизмами, приводящими к психологическим нарушениям. Физиологические потребности Дыхание, голод, жажда, одежда, жилище, другие люди и так далее Потребность в психологической безопасности и защищенности Избавление от страха, комфорт, постоянство условий жизни и предсказуемость будущего (в реабилитационном процессе потребность в безопасности удовлетворяется через соблюдение правил резидентом). Социальные потребности Напрямую связаны со «стайным» инстинктом. Мы нуждаемся в общении, социальных связях, заботе о других и их внимании к себе. Потребность в признании Проще говоря - во власти. Достижение успеха, продвижение по служебной лестнице. Требуют постоянного подтверждения извне. Наряду с профессиональной идентификацией и признанием коллег люди обычно хотят получать признание и в близких отношениях. Становятся важными статусы и положения: муж/жена, отец/сын и так далее. Потребность в самореализации По мнению Маслоу, после того как основные базовые потребности удовлетворены, наступает время для развития в себе сверхзадачи или сверхцели, которая к выживанию, власти и любви не имеет никакого отношения. Эту потребность он назвал «самореализация»: стремление к гармонии, красоте, эстетике, сбор и синтез накопленных знаний, научный уклад, а также забота о будущих поколениях, которым эти знания могут пригодиться.
Однажды мне довелось проводить тренинг по профилактике зависимостей для школьных психологов.
Справедливости ради, надо сказать, что профилактика вообще тема отдельная и большая, но сейчас не об пом. Участники тренинга засыпали меня вопросами на тему, что же им делать с этими «бешеными» детьми.
Цело все в том, что систему образования интересуют правильно заполненные формуляры и сданные без троек ЕГЭ. Что происходит с самими учениками, государственную бездушную машину интересует мало, так вот основная проблема как раз в том и заключается: чтобы ребенок умея удовлетворять свою потребность к знанию, саморазвитию, порядку и красоте, у него сначала должны нормализоваться базовые потребности в безопасности, признании и любви. Счастливому и свободному человеку нет надобности совершать поступки, которые причиняют боль другим людям, поэтому в структуре реабилитационного центра иерархия потребностей должна неукоснительно соблюдаться. Все пациенты должны быть сыты, одеты, находиться в тепле и нормальных человеческих условиях содержания. Должны быть ознакомлены с правилами, дисциплинарными взысканиями, быть уверенными в отсутствии оскорблений, личностных подавлений, и только тогда мы как специалисты можем с вами рассчитывать на успех реабилитационных мероприятий, которые сформируют у резидента центра стремление к устойчивой ремиссии, воздержанию, налаживанию отношений в социальной среде, а также приобретению новых навыков, адаптационных моделей мышления и форм поведений. Так происходит у условно здоровых людей без психических патологий. Если в рамках реабилитационной программы у пациента выявлена психопатология, то и потребности могут передвигаться по пирамиде вверх-вниз, как им вздумается. В таком случае необходимо обратиться за консультацией к психиатру.
Потребности у всех одинаковые, а вот их удовлетворение всегда разное. Чем больше способов удовлетворения той или иной потребности тает человек, тем меньше он чувствует тревогу.
Как в шахматах: чем больше знаний о комбинациях, тем больше шансов решить проблему. Для закрепления новых поведенческих навыков и выработке новых нейронных связей у пациента консультант должен проследить за тем, чтобы зависимый не только получил знания, но и применил их на практике.
Для этого после цикла терапии необходимо каждый раз спрашивать пациента, как он будет использовать в повседневной жизни полученные знания.
Необходимость постановки домашних заданий также об условлена характером повторений. Вопросы, которые могут вам помочь «Что ты будешь делать, чтобы достичь результата?», «В каких сферах ты это применишь?»,
«Как я об этом узнаю?» и так далее В терапии психолога-консультанта реабилитации необходима постоянная интервенция или, как ее любят называть специалисты, «легкий нажим». Я предпочитаю называть подобного рода конфронтации «мягкой силой». Какое бы название для себя вы не выбрали, помните, рядом с вами находятся те люди, базовые потребности которых не удовлетворены. В расписание режима дня примерно раз в три дня стоит включать различные лекции (о том, как их правильно проводить, поговорим немного позже). Они необходимы для того, чтобы объяснить резидентам процессы, происходящие с ними. Лекции должны носить интерактивный характер: вопросы/ответы, обсуждение темы, рассмотрение альтернативных взглядов, а также разбор кейсов и различных примеров. Подчеркну: биохимия мозга у пациентов, попавших в реабилитационный центр, находится в фазе восстановления, способность к критическому осмыслению информации и пониманию снижена, поэтому в реабилитационном центре лучше иметь информационные плакаты.
Описания различных психологических процессов и схем будут постоянно напоминать постояльцам РЦ о необходимости обращать свое внимание на чувства, пирамиду потребностей, треугольник Карпмана, дефекты характера, положительные черты личностного проявления и так далее. Плакаты стоит разместить в общедоступных местах, чтобы резиденты при необходимости в любой момент могли освежить свои знания


Автор: Молодцов Руслан
Если Вы столкнулись с проблемами зависимости
Вы можете получить бесплатную консультацию по вопросу
Телефон: + 7 (987) 316-60-22
Соцсети: Вконтакте | Youtube | Телеграм канал