Именно в неокортексе принимаются рациональные решения, ведется планирование, решаются логические задачи.
Это единственная часть головного мозга, процессы в которой мы можем осознанно отследить. Именно в него поступают сигналы об удовлетворенных/ неудовлетворенных потребностях, чтобы мы могли начать осознанно действовать и вернуться в зону комфорта.
Нейронные сети в коре головного мозга формируются в первые три года жизни ребенка.
Процесс принятия решений мы называем сознанием, но на самом деле - это заложенный окружением человека набор действий.
Если говорить проще, то работа неокортекса - это заложенные в нашей голове установки, правила и системы в совокупности с интеллектуальной деятельностью. Люди, к сожалению, не часто прикладывают интеллектуальную деятельность к межличностным отношениям и редко занимаются рефлексией (не осознают происходящее с ними).
Осознанием того, что происходит в их жизни в данный момент, занимаются единицы. В рамках терапии зависимости наша цель -направить фокус внимания человека внутрь его самого и научить анализировать свои чувства, потребности и действия, в том числе, в коммуникациях с другими людьми. Мозг легко принимает готовые решения, ему не очень нужен длинный путь, который как раз и есть продукт интеллекта.
Интеллектуальную деятельность люди часто путают с уже знакомыми установками, правилами или алгоритмами.
Например, сейчас вы читаете и фиксируете информацию, но при этом мыслите в рамках уже сложившегося представления о мире. А интеллектуальная деятельность - это факты, анализы и выводы без опоры на уже имеющиеся установки.
Но мозгу выгоднее выбирать уже готовые решения: ему не нужен длинный путь, который включает сбор новой информации и анализ данных.
Его не особо интересует приложение усилий и трата энергии. Миллионами лет эволюции обусловлена деятельность мозга, направленная на сбережение энергии, а не на ее растрату. Нам с вами хочется, чтобы все было раз-два и готово, желательно, без усилий. Есть проблема есть быстрое решение. В процессе воспитания зачастую родители закладывают в своих детей готовые решения, которыми те будут пользоваться до конца своих дней. Некоторые установки могут вступать между собой в конфликты, рождая тем самым невротические реакции и заставляя подчиняться им, попутно объясняя себе: «Я должен», - и ругая себя одновременно: «Я виноват». Для ясности приведу пример: Посыл мамы: «Хорошие мальчики так себя не ведут, на таких, как ты, ни одна девушка не посмотрит». Папа: «Запомни сынок, бабы любят сильных, смелых и безбашенных, мама же твоя меня выбрала ХА-ХА-ХА». В разделе «Техники» смотрите упражнение «Ромашка Социальных ролей». Потребности как мотиватор любых действий Теперь давайте поговорим о потребностях человека, которые, как мы выяснили, и являются мотивацией на совершение любого действия. Пирамида потребностей Маслоу Гуманистический Психолог Абрахам Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру:
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ- ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ - СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА И - БЕЗОПАСНОСТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ Потребности образуют пять уровней. Потребность, находящаяся на более высокой ступени, становится актуальной только после того, как удовлетворены потребности, находящиеся на более низких ступенях. В первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Это значит, что голодный будет думать только о безопасности и пище, а уважение или признание в обществе будут иметь для него значение лишь в свете потребности в еде. Вспомните, когда вы сыты, хочется позаботиться еще о кому ни будь, а это значит, что индивидуальный инстинкт самосохранения удовлетворен и можно заняться удовлетворением и видового. Потребность, следующая за предыдущей, не может быть удовлетворена, пока не будет удовлетворена предыдущая. Иерархические, структурные нарушения как раз и являются спусковыми механизмами, приводящими к психологическим нарушениям. Физиологические потребности Дыхание, голод, жажда, одежда, жилище, другие люди и так далее Потребность в психологической безопасности и защищенности Избавление от страха, комфорт, постоянство условий жизни и предсказуемость будущего (в реабилитационном процессе потребность в безопасности удовлетворяется через соблюдение правил резидентом). Социальные потребности Напрямую связаны со «стайным» инстинктом. Мы нуждаемся в общении, социальных связях, заботе о других и их внимании к себе. Потребность в признании Проще говоря - во власти. Достижение успеха, продвижение по служебной лестнице. Требуют постоянного подтверждения извне. Наряду с профессиональной идентификацией и признанием коллег люди обычно хотят получать признание и в близких отношениях. Становятся важными статусы и положения: муж/жена, отец/сын и так далее. Потребность в самореализации По мнению Маслоу, после того как основные базовые потребности удовлетворены, наступает время для развития в себе сверхзадачи или сверхцели, которая к выживанию, власти и любви не имеет никакого отношения. Эту потребность он назвал «самореализация»: стремление к гармонии, красоте, эстетике, сбор и синтез накопленных знаний, научный уклад, а также забота о будущих поколениях, которым эти знания могут пригодиться.
Однажды мне довелось проводить тренинг по профилактике зависимостей для школьных психологов.
Справедливости ради, надо сказать, что профилактика вообще тема отдельная и большая, но сейчас не об пом. Участники тренинга засыпали меня вопросами на тему, что же им делать с этими «бешеными» детьми.
Цело все в том, что систему образования интересуют правильно заполненные формуляры и сданные без троек ЕГЭ. Что происходит с самими учениками, государственную бездушную машину интересует мало, так вот основная проблема как раз в том и заключается: чтобы ребенок умея удовлетворять свою потребность к знанию, саморазвитию, порядку и красоте, у него сначала должны нормализоваться базовые потребности в безопасности, признании и любви. Счастливому и свободному человеку нет надобности совершать поступки, которые причиняют боль другим людям, поэтому в структуре реабилитационного центра иерархия потребностей должна неукоснительно соблюдаться. Все пациенты должны быть сыты, одеты, находиться в тепле и нормальных человеческих условиях содержания. Должны быть ознакомлены с правилами, дисциплинарными взысканиями, быть уверенными в отсутствии оскорблений, личностных подавлений, и только тогда мы как специалисты можем с вами рассчитывать на успех реабилитационных мероприятий, которые сформируют у резидента центра стремление к устойчивой ремиссии, воздержанию, налаживанию отношений в социальной среде, а также приобретению новых навыков, адаптационных моделей мышления и форм поведений. Так происходит у условно здоровых людей без психических патологий. Если в рамках реабилитационной программы у пациента выявлена психопатология, то и потребности могут передвигаться по пирамиде вверх-вниз, как им вздумается. В таком случае необходимо обратиться за консультацией к психиатру.
Потребности у всех одинаковые, а вот их удовлетворение всегда разное. Чем больше способов удовлетворения той или иной потребности тает человек, тем меньше он чувствует тревогу.
Как в шахматах: чем больше знаний о комбинациях, тем больше шансов решить проблему. Для закрепления новых поведенческих навыков и выработке новых нейронных связей у пациента консультант должен проследить за тем, чтобы зависимый не только получил знания, но и применил их на практике.
Для этого после цикла терапии необходимо каждый раз спрашивать пациента, как он будет использовать в повседневной жизни полученные знания.
Необходимость постановки домашних заданий также об условлена характером повторений. Вопросы, которые могут вам помочь «Что ты будешь делать, чтобы достичь результата?», «В каких сферах ты это применишь?»,
«Как я об этом узнаю?» и так далее В терапии психолога-консультанта реабилитации необходима постоянная интервенция или, как ее любят называть специалисты, «легкий нажим». Я предпочитаю называть подобного рода конфронтации «мягкой силой». Какое бы название для себя вы не выбрали, помните, рядом с вами находятся те люди, базовые потребности которых не удовлетворены. В расписание режима дня примерно раз в три дня стоит включать различные лекции (о том, как их правильно проводить, поговорим немного позже). Они необходимы для того, чтобы объяснить резидентам процессы, происходящие с ними. Лекции должны носить интерактивный характер: вопросы/ответы, обсуждение темы, рассмотрение альтернативных взглядов, а также разбор кейсов и различных примеров. Подчеркну: биохимия мозга у пациентов, попавших в реабилитационный центр, находится в фазе восстановления, способность к критическому осмыслению информации и пониманию снижена, поэтому в реабилитационном центре лучше иметь информационные плакаты.
Описания различных психологических процессов и схем будут постоянно напоминать постояльцам РЦ о необходимости обращать свое внимание на чувства, пирамиду потребностей, треугольник Карпмана, дефекты характера, положительные черты личностного проявления и так далее. Плакаты стоит разместить в общедоступных местах, чтобы резиденты при необходимости в любой момент могли освежить свои знания