раздел - II

УСТРОЙСТВО РАБОТЫ МОЗГА

Типы личности

Возможно, эта часть книги вас немного утомит, но она очень важна для определения типов

личности клиентов с которыми вы работаете.

Знание типа личности человека помогает в определении поведенческих и терапевтических стратегий при общении с ним.
Типы личности, в первую очередь, рассматриваются в клинической картине, но надо
помнить, что выраженность отдельного психотипа может быть представлена на разном уровне: от невротичного до психотического.
У одного человека может проявляться выраженность нескольких типов.
Психотип формируется из сочетания нескольких факторов: генетического, социального, фактора семейного воспитания, определенной свободы (или несвободы) выбора, проявляемой в детском возрасте в способе реагирования на раздражители.
Главной целью терапии мы ставим понимание на глубинном уровне и осознание
клиентом/пациентом неизвестных ему ранее аспектов собственного «Я», наиболее возможное принятие им человеческой природы.

Антисоциальный (психопатический) тип личности

Проявления:
  • повышенная врожденная агрессивность, ярость;
  • импульсивность (немедленное отреагирование эмоциональных состояний);
  • высокий порог, приносящий удовольствие от возбуждения;
  • огромное стремление избежать переживания слабости и зависти;
  • непринятие своей ответственности;
  • низкий эмоциональный интеллект, отсутствует эмпатия (такие люди не могут говорить о своих чувствах, неспособность к эмоциональной близости);
  • низкая социальная обучаемость.
Ведущие защитные механизмы:
  • вытеснение;
  • проекция.
тип личности

Предпосылки формирования антисоциального типа личности:

Их детство часто отличается нестабильностью, обилием опасностей, а также хаотической смесью суровой дисциплины и сверхпотворства. Чаще всего у людей асоциального типа личности слабые, депрессивные и мазохистичные матери и вспыльчивые, непоследовательные и садистические отцы. Нередки случаи алкоголизма и наркомании в семье. Возможно, в их жизни часто случались переезды, потери или семейные разрывы. Отсутствие ощущения силы в
моменты развития, тогда оно необходимо, может принудить детей с этим затруднением потратить большую часть жизни на поиск подтверждения своего всемогущества.
Психопатические люди не признают наличие у себя обычных эмоций: они ассоциируются с уязвимостью. Большинство из нас использует слова для выражения собственной личности, а психопатические поди применяют их для манипуляции.
В семьях с детьми психопатического типа не делалось акцента на экспрессивных и коммуникативных функциях языка, слова использовались для контроля над другими людьми.
Кроме того, психопатия может быть «унаследована»: ребенок, повторяя защитные решения своих родителей.
Чаще люди антисоциального (психопатичного) типа — мужчины.
Психотерапевтическая стратегия:
  • необходима тщательная оценка, является ли тот или иной психопатический пациент пригодным для лечения/коррекции (дело в том, что некоторые социопатические клиенты могут быть настолько опасны и полны стремления к разрушению целей терапевта, что психотерапия может быть бесполезным упражнением);
твердость контракта;
  • ненужность проявления эмпатии;
  • усвоение терапевтом позиции «независимой силы, граничащей с безразличием».
терапевтическая стратегия

Нарциссический тип личности

Фрейд позаимствовал данный термин из греческого мифа о Нарциссе, который влюбился в свое отражение в воде и умер от тоски, которую его отражение не могло бы удовлетворить. У нарциссов «имидж», а не представление себя внешнему миру становится более живым и надежным, чем настоящая личность.
Проявления:
  • нестабильная самооценка, сомнения в себе и хрупкая самоидентичность;
  • склонность к осуждению (себя и других), оцениванию;
  • внутреннее чувство или страх, что они «не подходят», чувство стыда, слабости и своего низкого положения;
  • невыносимость критики, особенно публичной;
  • полярности Эго-состояний: грандиозное (все хорошо) или, наоборот, истощенное (все плохо);
  • чувство фальши, стыда, зависти, пустоты или незавершенности, уродства и неполноценности или их компенсаторные противоположности - самоутверждение, чувство собственного достоинства, презрение, защитная самодостаточность, тщеславие и превосходство;
  • перфекционизм и максимализм, трудности компромисса;
  • ипохондричность (озабоченность своим здоровьем и болезненный страх смерти).
Ведущие защитные механизмы:
  • идеализация - обесценивание;
  • вытеснение.
Предпосылки формирования нарциссического типа личности:
Нарциссические личности оказываются важными для родителей не благодаря тому, кто они на самом деле, а потому, что выполняют какую-то функцию. Послание о том, что его высоко ценят (за особую роль, которую он играет), заставляет ребенка чувствовать: если его настоящие чувства (особенно негативные) обнаружатся, за этим последует отвержение или унижение. Это способствует развитию «ложного Я» -представлению другим только своей «приемлемой»
стороны.
У людей, которые в итоге стали нарциссическими личностями, в семье часто преобладала атмосфера постоянного оценивания. Если на ребенка делается ставка, как на жизненно важный объект, необходимый для собственной самооценки, то всякий раз, когда ребенок разочаровывает, его будут прямо или косвенно критиковать.
Психотерапевтическая стратегия:
  • доведение до клиента того, что принимать людей, не осуждая и не используя, любить, не идеализируя, выражать подлинные чувства без стыда - это хорошо;
  • помогать нарциссической личности достигнуть принятия себя без раздувания собственного «Я» или без принижения других;
  • увеличивать осознание и честность клиента относительно природы его поведения, не стимулируя при этом сильный стыд, иначе пациент или захочет прекратить терапию, или будет иметь секреты от терапевта;
  • проявлять терпение, реалистичное отношение к хрупкости клиента и не проявлять
осуждения.
Психотерапевтическая стратегия

Шизоидный тип личности

Проявления:
  • врожденная повышенная чувствительность, избегание стимуляции, интровертность;
  • часто самоизолируются и проводят длительное время в раздумьях (иногда навязчивых) о главных вопросах в их фантазируемой жизни, при собственной закрытости часто проявляют интерес к окружающему;
  • имея конфликт, касающийся близости-дистанции, шизоидные люди выбирают второе, несмотря на свое одиночество, так как близость для них ассоциирована со вредным влиянием на собственное «Я»;
  • болезненное чувство отчуждения, из-за их конфликта, связанного с близостью, проявляют бесчувствие, одеревенелость и отвечают на проблемы интеллектуализацией;
  • высокие творческие способности;
  • амбивалентность по поводу привязанности: жаждут близости, но ощущают постоянную угрозу поглощения другими;
  • низкий иммунитет.
Ведущие защитные механизмы:
  • недостаточность общих психологических защит (сказывается на сверхчувствительности);
  • уход в фантазии;
  • проекция.
Предпосылки формирования шизоидного типа личности:
С одной стороны, спровоцировать избегание стимуляции у ребенка может
сверхзаботливый, покушающийся на личное пространство тип воспитания. Классика - это шизоидный мужчина с удушающей матерью. Возможно, в семье присутствовали
соблазнительная, нарушающая границы мать и нетерпеливый, критикующий отец.
С другой стороны, развитию шизоидности могут способствовать противоречивые и
дезориентирующие коммуникации. Ребенку, находящемуся в ситуации двойного зажима и эмоционально фальшивых сообщений, легко стать зависимым от ухода, который защитит его собственное «Я» от непереносимого уровня гнева и сомнений. Он может ощущать глубокую безнадежность.
Психотерапевтическая стратегия:
  • Важно оценить возможность психотического процесса; с пациентами, представляющими шизоидный тип, правомерны вопросы о галлюцинациях и иллюзиях, также необходимо обратить внимание на присутствие или отсутствие нарушенного мышления, оценить способности пациента отличать идеи от действий и в случае затруднений применить психологические тесты.
Ошибочная оценка шизофренического пациента, как непсихотической шизоидной личности, может очень дорого обойтись, но настолько же ошибочно было бы решить, что пациент имеет риск декомпенсации только потому, что он обладает шизоидным характером.
  • Терапевт должен иметь в виду, что отстраненность шизоидного пациента представляет собой распознаваемую защиту, а не непреодолимый барьер для отношений.
В начале терапии следует избегать интерпретаций, т.к. пациент испытывает страх
подвергнуться вторжению. Комментарии и случайные реакции допустимы, но попытки добиться от шизоидного пациента Польше того, что он выражает, приведут его в замешательство и вызовут противодействие.
  • Достижением психотерапии может стать распространение на весь внешний мир достигнутой шизоидным пациентом безопасной интимности с терапевтом.
  • Максимальное самосознание у терапевта, аутентичность, нормализация и готовность использовать свою собственную «реальную» личность.
Шизоидный тип личности

Параноидальный тип личности

Проявления:

  • подозрительность, недоверчивость, отсутствие чувства юмора;
  • эгоцентричность (зацикленность на себе, все случающееся имеет к ним отношение);
  • чувство собственной грандиозности (отсюда и чувство вины за все подряд);
  • сочетание неясности своей сексуальной идентификации (тяга к однополой близости) и связанная с этим озабоченность гомосексуальностью;
  • чувство изолированности и одиночества (нет друзей, и если дружат, то чаще против кого то);
  • борьба с гневом, негодованием, мстительностью и другими враждебными чувствами, а также подавляющий страх, чувство стыда, вины и зависти (проживаются в виде проекции, приписывания этих чувств другим людям: «Все злятся на меня из-за моих качеств, которым завидуют»);
  • запутаны относительно того, где кончаются мысли и начинаются действия, угрозы— их план действий;
  • крайне ревнивы, боятся предательства и везде его видят;
  • есть телесные зажимы, не умеют отдыхать и расслабляться;
  • всегда есть конкретные фигуры, на которых направлено их раздражение;
  • ненасытная потребность переделывать, наказывать, критиковать других;
  • вся жизнь в борьбе, провоцируют агрессию
  • •имеют общие качества с психопатическими типами. Но главное различие состоит в их способности к любви. Несмотря на подозрения в отношении тех, о ком они заботятся, они способны к глубокой привязанности и продолжительной верности. Главную угрозу для продолжительной привязанности в ситуации с параноидной личностью представляет опыт предательства.
  • склонность к химическим зависимостям.
Ведущие защитные механизмы:
  • проекция;
  • отрицание.
Предпосылки формирования параноидального типа личности: ребенок, выросший
  • параноидном, скорее всего, подвергался повторяющемуся подавлению и унижению. В основе формирования параноидального человека обычно лежит критицизм, наказание, зависящее от каприза взрослых, которых не получается удовлетворить, а также крайняя степень унижения.
  • Тот, кто воспитывает детей, становящихся впоследствии параноидами, также часто учится
  • на примере. Ребенок может наблюдать подозрительное, осуждающее отношение со стороны родителей, которые подчеркивают, что члены семьи являются единственными людьми, которым можно доверять.
  • Еще один вклад в параноидальную организацию личности- неконтролируемая тревога у воспитывающего его человека. Параноидный пациент в основном является выходцем из семьи, где мать была настолько хронически нервной, что брала с собой термос с водой всюду, куда бы она ни шла (у нее постоянно пересыхало во рту), и описывала свое тело как «цементный блок» (из-за накопившейся напряженности).
  • Психотерапевтическая стратегия:
  • помнить, что иногда некоторых людей, кажущихся параноидными, действительно выслеживают или преследуют;
  • некоторые люди, диагностированные как параноидные, реально подвергаются опасности из-за отталкивающих качеств параноидные личности становятся «магнитами» для дурного обращения;
  • установление стабильного рабочего альянса;
  • принятие терапевтом мощной враждебности помогает пациенту чувствовать себя
  • защищенным от возмездия, уменьшает страх разрушительной ненависти;
  • взывать к чувству юмора, начиная с самоиронии со стороны терапевта (шутки; отличный способ безопасной разрядки агрессии);
  • быть чрезвычайно предупредительными с параноидными пациентами: отвечать на их вопросы, а не избегать ответов и исследовать мысли, скрывающиеся за вопросом;
  • отражать чувства клиента/пациента, просто называя их или их причину (не уходя в сложные интерпретации);
  • подчеркивать различия между мыслями и действиями, демонстрируя наиболее ужасающие фантазии в качестве примера замечательного, восхитительного, творческого извращения человеческой природы («забавно думать очень плохие мысли, но при этом делать очень хорошие дела»);
  • быть очень внимательным к границам (параноидные пациенты обеспокоены тем, что терапевт может использовать их для своих целей, не имеющих отношения к психологическим нуждам).
Параноидальный тип личности

Депрессивные и маниакальные личности

Депрессивный тип личности имеет общие черты с маниакальным темпераментом
личности. Симптомы и особенности поведения определяются лишь темпераментом. Многие люди переживают чередование депрессивных и маниакальных состояний психики. Те из них, чье состояние соответствует психотическому уровню, обычно описываются как имеющие «маниакально-депрессивное» (биполярное) заболевание.

Депрессивный тип личности

Проявления:
  • низкая самооценка;
  • убеждение, что они плохие (испытывают беспокойство по поводу своей врожденной деструктивности);
  • то, что когда-то они были отвергнуты, трансформируется в бессознательное убеждение, что они заслуживают отвержения; его вызвали их недостатки, а в будущем отвержение будет неизбежным, как только партнер узнает их поближе;
  • низкая активность и высокая утомляемость;
  • непреходящая печаль, сниженная энергетика, ангедония (неспособность радоваться обычным удовольствиям);
  • вегетативные нарушения (проблемы питания, сна и саморегуляции);
  • негативные чувства направляют на самого себя, ненавидя себя без соотнесения реальными недостатками;
  • редко переживают чувство злости и гнева, взамен ощущают вину;
  • крайне высокая ранимость, уязвимость перед критикой;
  • плохое переключение;
  • постоянство в отношениях;
  • оправдают обидчика, даже защищают его;
  • миротворчество;
  • чаще женщины.
Ведущие защитные механизмы:
  • Интроекция (позитивные черты старых объектов любви вспоминаются с благодарностью, а негативные переживаются как часть себя);
  • Обращение против себя (с его помощью чаще всего снижается тревога сепарации/отделения);
  • Идеализация.
Предпосылки формирования депрессивного типа личности:
Депрессия у родителей, особенно в ранние годы развития ребенка. Наличие ранней потери, не всегда явной, иногда внутренней, психологической.
Негативное отношение в семье к плачу (трауру). Когда родители отрицают горе или
настаивают, чтобы ребенок присоединился к семейному мифу о том, что будет лучше без потерянного объекта. Они вынуждают ребенка подтвердить, что он не чувствует боли. Переживание горя становится скрытым, оно уходит вглубь и принимает форму убеждения, что в собственном «Я» что-то неправильно.
Наличие трудностей сепарации/индивидуализации у матери. Это провоцирует чувство
вины за отделение и собственную индивидуализацию у ребенка. Депрессивная личность начинает переживать свое естественное стремление к отделению как ненавистное. Значительная потеря на фазе сепарации-индивидуации гарантирует депрессивную динамику. Навешивание на ребенка ярлыка «слишком чувствительного» / «слишком эмоционального», который стал составляющим его чувства неполноценности. Сравнив депрессивные состояния и нормальное переживание горя, Фрейд обнаружил важное различие между этими двумя состояниями: при обычных реакциях горя внешний мир переживается как уменьшившийся важным образом, а при депрессивных состояниях то, что
переживается как потерянное или разрушенное, является частью самого себя. Те, кто проходят процесс переживания горя нормально, не становятся депрессивными, даже при том условии, что они глубоко печалятся.
Психотерапевтическая стратегия:
  • Атмосфера принятия, уважения и терпеливых усилий в понимании.
  • Анализирование предположений пациента о неизбежном отвержении и понимание его стремления быть «хорошим».
  • Исследование и интерпретирование их реакции на сепарацию, в том числе на сепарацию от терапевта, связанную с коротким молчанием.
  • Не столько хвалить Эго, сколько атаковать критичное суперэго клиента/пациента.
Например, человек упрекает себя в зависти к успеху друга, а терапевт отвечает, что зависть является нормальной эмоцией - поскольку пациент не реализовал ее в поведении, он может скорее поздравить себя, чем осуждать.
Пациент может отреагировать молчаливым скептицизмом.
Однако если терапевт скажет: «А что же в этом такого ужасного?» - или спросит его, не пытается ли пациент стать праведнее Бога, пациент, возможно, сможет принять данное сообщение.
  • Готовность терапевта понимать определенные поступки как достижения, когда для
других пациентов такое же поведение является сопротивлением. Например, многие пациенты выражают негативные реакции на лечение тем, что отменяют сессии или не приносят оплаченный чек.
Депрессивные люди так стараются быть хорошими, что обычно примерно ведут себя в роли пациента. Настолько примерно, что уступчивое поведение может быть законно рассмотрено как часть их патологии. Можно сделать небольшие пробоины в депрессивной ментальности, интерпретируя отмену пациентом сессии или задержку оплаты как его победу над страхом, что терапевт отомстит за малейшее «непослушание».
  • Позволять и приветствовать рассеивание клиентами их ореола. Критика и гнев
депрессивных пациентов на специалиста свидетельствует об их прогрессе.
  • По окончании лечения желательно оставить дверь открытой для возможного обращения в будущем и заранее проанализировать препятствия, которые могут появиться у клиента в связи с обращением за помощью.
  • При необходимости применение психотропных средств (эффективны при работе с депрессивными клиентами).

Маниакальный тип личности

Мания - это обратная сторона депрессии. Люди, наделенные гипоманиакальной
личностью, обладают депрессивной организацией, которая нейтрализуется посредством защитного механизма отрицания.
Проявления:
  • индивид явно весел, высоко социален, склонен к идеализации других, зависим от работы, в поведении склонен флиртовать, одновременно он скрыто испытывает вину в связи с агрессией к другим (он не способен оставаться в одиночестве, имеет ограничения в эмпатии и любви, недостаточно систематичен в собственном когнитивном стиле);
  • высокий темп речи и жестикуляция, постоянная подвижность (свидетельствует о высоком уровне тревоги);
  • высокая скорость внутренних процессов, высокое распределение внимания;
  • чувство юмора;
  • низкая утомляемость (мало спят, отдыхают);
  • высокая коммуникабельность и социальная активность;
  • кажется, что они постоянно на высоте - до тех пор, пока внезапно не наступает истощение (переход к депрессивному состоянию);
  • самоуважение людей с маниакальной структурой может поддерживаться с помощью успешного избегания боли, приподнятого настроения и очарования окружающих;
  • не терпят одиночества;
  • плохо чувствуют накопление телесных потребностей.
Ведущие защитные механизмы:
  • отрицание (проявляется в их тенденции игнорировать [или трансформировать в юмор) события, которые расстраивают и тревожат большинство других людей;
  • отреагирование (проявляется в форме бегства).
Психологические предпосылки формирования маниакального типа личности:
Повторные травматические сепарации без какой-либо возможности для ребенка пережить этот опыт. Смерть значимых людей, разводы и расставания, внезапные смены места жительства, которые не были пережиты и оплаканы.
Психотерапевтическая стратегия:
  • Важно предотвратить прерывание лечения. Если терапевт не обсудит этот момент на первой сессии и не достигнет контракта с пациентом о том, что тот будет осуществлять терапию в течение некоторого времени после того, как почувствует импульс убежать.
Это можно сделать так: «Я заметил, что все важные отношения в Вашей жизни были внезапно прерваны обычно по Вашей же инициативе. Поэтому это может случиться и в наших отношениях- еще и потому, что в терапии оживает так много болезненных вещей.
Когда жизнь становится болезненной, Ваш образ действия состоит в том, чтобы спасаться бегством. Я хотел бы, чтобы Вы, если внезапно решите прервать терапию, независимо от того, насколько разумным Вам бы это в тот момент не показалось, пришли бы ко мне еще, по крайней мере, на 6 сессий, чтобы у нас появилась возможность глубже понять Ваше решение уйти и осуществить окончание терапии эмоционально соответствующим способом».
  • Постоянный фокус на отрицании печали и негативных эмоций.
  • Медленный темп терапии. Из-за сильного страха таких пациентов/ клиентов перед печалью и фрагментацией собственного «Я».
  • Большинство маниакальных людей, стремясь избежать психической боли, обучается говорить, чтобы не работать.
Для них эмоциональная аутентичность представляет борьбу (с самим собой). Терапевту следует исследовать, является ли то, о чем говорит клиент, правдой, или он приспосабливается к обстоятельствам, оправдывается и развлекает терапевта.
Маниакальный тип личности

Мазохистический (саморазрушительный) тип личности

Морально-мазохистическое поведение не обязательно является патологическим, даже если оно является самоотречением. Иногда мораль предписывает, чтобы мы страдали ради чего-то более стоящего, чем наш кратковременный индивидуальный комфорт. Встречаются примеры мазахизма, когда люди рискуют своей жизнью, здоровьем и безопасностью ради социального блага, например, ради сохранения культурных ценностей. Мазохизм бывает разной степени и имеет различные оттенки.
Проявления:
  • ощущение себя как недостойного, виноватого, отверженного, заслуживающего наказания;
  • производят на других впечатление претенциозных людей, презирающих простых смертных, которые не могут выносить горе с подобным изяществом;
  • открыто жалуется (вербально и невербально);
  • находятся в позиции жертвы (ищут спасителя и видят преследователя, виноватого);
  • получают бессознательное удовольствие от своих страданий, ценят их, жалость окружающих принимают как ценность;
  • в отличие от депрессивных видят «зло» не внутри себя, а вовне (в этом похожи на параноидный тип).
Три основные области страдания
1. здоровье: любят болеть, не лечатся
2. супружество: выбирают партнеров-деспотов, обычно психопатов;
3. собственные дети: жертвуют всем ради детей.
Ведущие защитные механизмы:
  • интроекция;
  • идеализация;
  • морализация;
  • отреагирование вовне (нанесения ущерба самому себе).
Любимые способы мазохистического отреагирования:
  • провокация (нанесения ущерба самому себе);
  • умиротворение («Я уже страдаю, воздержитесь от дополнительного наказания»), эксгибиционизм («Обратите внимание: мне больно»);
  • избегание чувства вины («Смотрите, что вы заставили меня сделать!»).
Психологические предпосылки для формирования мазохистического типа:
Истории мазохистических личностей похожи на истории депрессивных: с неоплаканными потерями, критикующими воспитателями, перестановкой ролей, где дети чувствуют ответственность за родителей, случаями травмы и жестокого обращения и депрессивными моделями. Однако там, где депрессивным личностям кажется, что они никому не нужны, мазохистические чувствуют: если они смогут выразить свою потребность в сочувствии и заботе, их эмоциональное одиночество может прекратиться.
Психотерапевтическая стратегия:
  • Не моделировать мазохизм в психотерапевтической работе (не жалеть клиента, не делать для него специальных особенно «мягких» условий контракта).
  • Не бояться ситуаций, когда клиент испытывает гнев (в том числе и на терапевта). Им нужно увидеть, что их принимают даже тогда, когда они выходят из себя.
  • Обращаться с клиентом, как со взрослым, с личностью, способной жить с последствиями своих действий. Избегать роли спасателя.
  • Настойчивость терапевта в раскрытии иррациональных верований, например, что чьи-то успехи наказываются, а чьи-то страдания вознаграждаются.
области страдания

Обсессивно-компульсивный тип личности

Обсессивно-компульсивное расстройство (от лат. obsessio - «одержимость идеей» и лат. compulsio — «принуждение») - ОКР, невроз навязчивых состояний - психическое расстройство. Может иметь хронический, прогрессирующий или эпизодический характер.
Проявления:
  • основную ценность представляют мыслительные и когнитивные процессы, а не чувства (девиз: «не чувствуй, а делай»);
  • склонность к изоляции (в крайних проявлениях в этом похожи на шизоидных);
  • навязчивость;
  • стремление к контролю (бессознательные фантазии о всемогуществе и тотальном
  • контроле);
  • чистоплотность, аккуратность, пунктуальность;
  • склонность к утаиванию, закрытость; быстро устают в группе, восстанавливаются только в одиночестве;
  • некреативные, предпочитают шаблоны; стабильны и предсказуемы;
  • бывают эффективны в исполнении формальных, социальных ролей в противоположность их роли в интимной, домашней сфере (даже имея любовные привязанности, они могут быть не способны выражать свою нежность, не испытывая при этом тревоги и стыда, а потому часто переводят эмоционально окрашенные взаимодействия в угнетающе когнитивные).
Ведущие защитные механизмы:
  • изоляция;
  • рационализация и интеллектуализация (у людей с высоким интеллектом);
  • морализаци
  • уничтожение сделанного;
  • реактивное образование (в сверхответственности обсессивных и компульсивных пациентов молено усмотреть склонности, против черт, с которыми они борются).
Предпосылки формирования обсессивно-компульсивного типа личности:
  • Родители задают высокие поведенческие стандарты. Они чрезмерно строги или начинают слишком рано требовать от детей послушания, обвиняют их не только за неприемлемое поведение, но и за чувства, мысли, фантазии. Они стремятся проявлять твердость и настойчивость, вознаграждая за хорошее поведение и наказывая за проступки. Семьи старого образца, где контроль по большей части выражается в морализировании, в вызывающих чувство вины высказываниях типа: «Такая большая девочка, как ты, должна быть более послушной», «Тебе бы понравилось, если бы с тобой кто-нибудь так обращался?».
Психотерапевтическая стратегия:
  • Соблюдение обычной доброжелательности. Они обычно раздражают окружающих и с благодарностью относятся к тому, что их не наказывают за качества, способные сердить других.
  • Избегать того, чтобы терапевт напоминал требовательного, контролирующего родителя, следует учитывать, что пациент нуждается в сохранении теплых, сердечных отношений. Поэтому следует отказаться от советов, поторапливания клиента, не критиковать его. Исключение из правила - пациенты, чьи компульсивные действия опасны.
  • Развивать способность клиента/пациента понимать и открыто выражать свои чувства.
  • Не торопиться в психотерапии, избегать борьбы за власть, интеллектуализации, которая расхолаживает.
  • Привлекать внимание пациента к проявлениям его гнева и критичности, обучать его получению удовольствия от чувств и фантазий, которые были им обесценены.

Истерический тип личности (театральные личности)

Проявления:
  • крайне высокая эмоциональность;
  • демонстративность, креативность, артистичность, инициативность;
  • высокий уровень тревоги, напряженности и реактивности, особенно в межличностном плане;
  • часто стремление преодолевать тревогу с помощью волнующей любовной истории или собственного исчезновения;
  • сердечные и интуитивно человечные люди, склонные попадать в ситуации, связанные с личными драмами и риском.
  • общаются очень по-разному с мужчинами и женщинами: женщина в группе женщин склонна дружить, но если есть хотя бы один мужчина, будет конкурировать с женщинами, в мужской группе - заставит конкурировать между собой, видит мужчин как сильных и восхитительных, а женщин - как слабых и незначительных);
  • подверженность влиянию;
  • склонность к мистике и суевериям;
  • интуитивны, имеют диффузную границу между реальностью и вымыслом;
  • острый страх старения;
  • несмотря на внешне подчеркнутую сексуальность, могут быть асексуальны и часто фригидны;
  • главное ощущение себя при истерии - чувство маленького, пугливого и дефективного ребенка, преодолевающего трудности так хорошо, как только можно ожидать в мире, где доминируют сильные и чужие другие.
Ведущие защитные механизмы:
  • подавление;
  • сексуализация;
  • регрессия.
Предпосылки формирования истерического типа личности:
  • В историях людей с истерическими наклонностями почти всегда находятся события или отношения, которые приписывают неодинаковую силу и ценность мужскому и женскому полу, есть ощущение проблема- личности чьей-либо сексуальной идентичности. Наиболее частое распространение истерии среди женщин объясняется двумя фактами: мужчины в целом обладают большей властью в обществе, чем женщины, и ни один ребенок не может не заметить этого; мужчины принимают меньше непосредственного участия в заботе о младенцах, и это делает их более привлекательными, легко подходящими для идеализации «другими». Мальчики, выросшие при матриархате, где их принадлежность к мужскому полу была опорочена (иногда с противопоставлением гипотетическим «настоящим мужчинам»), развиваются в истерическом направлении, несмотря на преимущество, традиционно отдаваемое мужчинам в целом. Такая история характерна для мужчин гомосексуалистов истерического типа. Возможна материнская неадекватность и отцовский нарциссизм.
Психотерапевтическая стратегия:
  • создание крепкого альянса и четко оформленного рабочего контракта (с проговоренной ответственностью обоих);
  • избегание терапевтом самораскрытия для больших возможностей работать с переносом клиента;
  • готовность работать с сильными переносами, в том числе и сильными негативными реакциями на терапевта;
  • наилучшее содействие, которое может быть оказано театральному пациенту-уверенность в собственной способности решать за самого себя и принимать взрослые ответственные решения;
  • необходимо уделять внимание угрозе сексуализации у терапевта.
Несмотря на четкую классификацию уровней психической организации и типов личности необходимо помнить, что всегда есть возможность отклонения от стандартов. Помните, каждый человек индивидуален в своей патологии.

Автор: Молодцов Руслан
Если Вы столкнулись с проблемами зависимости
Вы можете получить бесплатную консультацию по вопросу
Телефон: + 7 (987) 316-60-22
Соцсети: Вконтакте | Youtube | Телеграм канал