Депрессивные и маниакальные личности
Депрессивный тип личности имеет общие черты с маниакальным темпераментом
личности. Симптомы и особенности поведения определяются лишь темпераментом. Многие люди переживают чередование депрессивных и маниакальных состояний психики. Те из них, чье состояние соответствует психотическому уровню, обычно описываются как имеющие «маниакально-депрессивное» (биполярное) заболевание.
Депрессивный тип личности
Проявления:- низкая самооценка;
- убеждение, что они плохие (испытывают беспокойство по поводу своей врожденной деструктивности);
- то, что когда-то они были отвергнуты, трансформируется в бессознательное убеждение, что они заслуживают отвержения; его вызвали их недостатки, а в будущем отвержение будет неизбежным, как только партнер узнает их поближе;
- низкая активность и высокая утомляемость;
- непреходящая печаль, сниженная энергетика, ангедония (неспособность радоваться обычным удовольствиям);
- вегетативные нарушения (проблемы питания, сна и саморегуляции);
- негативные чувства направляют на самого себя, ненавидя себя без соотнесения реальными недостатками;
- редко переживают чувство злости и гнева, взамен ощущают вину;
- крайне высокая ранимость, уязвимость перед критикой;
- плохое переключение;
- постоянство в отношениях;
- оправдают обидчика, даже защищают его;
- миротворчество;
- чаще женщины.
Ведущие защитные механизмы:- Интроекция (позитивные черты старых объектов любви вспоминаются с благодарностью, а негативные переживаются как часть себя);
- Обращение против себя (с его помощью чаще всего снижается тревога сепарации/отделения);
- Идеализация.
Предпосылки формирования депрессивного типа личности:Депрессия у родителей, особенно в ранние годы развития ребенка. Наличие ранней потери, не всегда явной, иногда внутренней, психологической.
Негативное отношение в семье к плачу (трауру). Когда родители отрицают горе или
настаивают, чтобы ребенок присоединился к семейному мифу о том, что будет лучше без потерянного объекта. Они вынуждают ребенка подтвердить, что он не чувствует боли. Переживание горя становится скрытым, оно уходит вглубь и принимает форму убеждения, что в собственном «Я» что-то неправильно.
Наличие трудностей сепарации/индивидуализации у матери. Это провоцирует чувство
вины за отделение и собственную индивидуализацию у ребенка. Депрессивная личность начинает переживать свое естественное стремление к отделению как ненавистное. Значительная потеря на фазе сепарации-индивидуации гарантирует депрессивную динамику. Навешивание на ребенка ярлыка «слишком чувствительного» / «слишком эмоционального», который стал составляющим его чувства неполноценности. Сравнив депрессивные состояния и нормальное переживание горя, Фрейд обнаружил важное различие между этими двумя состояниями: при обычных реакциях горя внешний мир переживается как уменьшившийся важным образом, а при депрессивных состояниях то, что
переживается как потерянное или разрушенное, является частью самого себя. Те, кто проходят процесс переживания горя нормально, не становятся депрессивными, даже при том условии, что они глубоко печалятся.
Психотерапевтическая стратегия:- Атмосфера принятия, уважения и терпеливых усилий в понимании.
- Анализирование предположений пациента о неизбежном отвержении и понимание его стремления быть «хорошим».
- Исследование и интерпретирование их реакции на сепарацию, в том числе на сепарацию от терапевта, связанную с коротким молчанием.
- Не столько хвалить Эго, сколько атаковать критичное суперэго клиента/пациента.
Например, человек упрекает себя в зависти к успеху друга, а терапевт отвечает, что зависть является нормальной эмоцией - поскольку пациент не реализовал ее в поведении, он может скорее поздравить себя, чем осуждать.
Пациент может отреагировать молчаливым скептицизмом.
Однако если терапевт скажет: «А что же в этом такого ужасного?» - или спросит его, не пытается ли пациент стать праведнее Бога, пациент, возможно, сможет принять данное сообщение.
- Готовность терапевта понимать определенные поступки как достижения, когда для
других пациентов такое же поведение является сопротивлением. Например, многие пациенты выражают негативные реакции на лечение тем, что отменяют сессии или не приносят оплаченный чек.
Депрессивные люди так стараются быть хорошими, что обычно примерно ведут себя в роли пациента. Настолько примерно, что уступчивое поведение может быть законно рассмотрено как часть их патологии. Можно сделать небольшие пробоины в депрессивной ментальности, интерпретируя отмену пациентом сессии или задержку оплаты как его победу над страхом, что терапевт отомстит за малейшее «непослушание».
- Позволять и приветствовать рассеивание клиентами их ореола. Критика и гнев
депрессивных пациентов на специалиста свидетельствует об их прогрессе.
- По окончании лечения желательно оставить дверь открытой для возможного обращения в будущем и заранее проанализировать препятствия, которые могут появиться у клиента в связи с обращением за помощью.
- При необходимости применение психотропных средств (эффективны при работе с депрессивными клиентами).
Маниакальный тип личности
Мания - это обратная сторона депрессии. Люди, наделенные гипоманиакальной
личностью, обладают депрессивной организацией, которая нейтрализуется посредством защитного механизма отрицания.
Проявления:- индивид явно весел, высоко социален, склонен к идеализации других, зависим от работы, в поведении склонен флиртовать, одновременно он скрыто испытывает вину в связи с агрессией к другим (он не способен оставаться в одиночестве, имеет ограничения в эмпатии и любви, недостаточно систематичен в собственном когнитивном стиле);
- высокий темп речи и жестикуляция, постоянная подвижность (свидетельствует о высоком уровне тревоги);
- высокая скорость внутренних процессов, высокое распределение внимания;
- чувство юмора;
- низкая утомляемость (мало спят, отдыхают);
- высокая коммуникабельность и социальная активность;
- кажется, что они постоянно на высоте - до тех пор, пока внезапно не наступает истощение (переход к депрессивному состоянию);
- самоуважение людей с маниакальной структурой может поддерживаться с помощью успешного избегания боли, приподнятого настроения и очарования окружающих;
- не терпят одиночества;
- плохо чувствуют накопление телесных потребностей.
Ведущие защитные механизмы:- отрицание (проявляется в их тенденции игнорировать [или трансформировать в юмор) события, которые расстраивают и тревожат большинство других людей;
- отреагирование (проявляется в форме бегства).
Психологические предпосылки формирования маниакального типа личности:Повторные травматические сепарации без какой-либо возможности для ребенка пережить этот опыт. Смерть значимых людей, разводы и расставания, внезапные смены места жительства, которые не были пережиты и оплаканы.
Психотерапевтическая стратегия:- Важно предотвратить прерывание лечения. Если терапевт не обсудит этот момент на первой сессии и не достигнет контракта с пациентом о том, что тот будет осуществлять терапию в течение некоторого времени после того, как почувствует импульс убежать.
Это можно сделать так: «Я заметил, что все важные отношения в Вашей жизни были внезапно прерваны обычно по Вашей же инициативе. Поэтому это может случиться и в наших отношениях- еще и потому, что в терапии оживает так много болезненных вещей.
Когда жизнь становится болезненной, Ваш образ действия состоит в том, чтобы спасаться бегством. Я хотел бы, чтобы Вы, если внезапно решите прервать терапию, независимо от того, насколько разумным Вам бы это в тот момент не показалось, пришли бы ко мне еще, по крайней мере, на 6 сессий, чтобы у нас появилась возможность глубже понять Ваше решение уйти и осуществить окончание терапии эмоционально соответствующим способом».
- Постоянный фокус на отрицании печали и негативных эмоций.
- Медленный темп терапии. Из-за сильного страха таких пациентов/ клиентов перед печалью и фрагментацией собственного «Я».
- Большинство маниакальных людей, стремясь избежать психической боли, обучается говорить, чтобы не работать.
Для них эмоциональная аутентичность представляет борьбу (с самим собой). Терапевту следует исследовать, является ли то, о чем говорит клиент, правдой, или он приспосабливается к обстоятельствам, оправдывается и развлекает терапевта.