Они влияют на
формирование зависимого поведения: социальные, психологические и медико-биологические.
Социальные факторы рискаСоциальные факторы делятся на макросоциальные и микросоциальные. При этом
подростковый возраст также рассматривается как фактор риска развития аддиктивного поведения. Мы с вами рассмотрим все пять групп факторов.
Макросоциальные факторы касаются культурной, политической, экономической и
криминальной ситуации в обществе. В них входят:
- разрушение семьи как института;
- плохая организация досуга подростков и отсутствие жизненных перспектив;
- высокий уровень преступности в регионе;
- подсаживание детей и подростков на препараты, изменяющие сознание, взрослыми наркоманами;
- недоступность служб социальной помощи;
- качество медицинской помощи;
- недостаточный контроль государства над соблюдением закона о запрете продажи алкоголя и табака для несовершеннолетних.
- недостаточный контроль в сфере продажи лекарств.
Микросоциальные факторы касаются окружения человека.
В них входят семья, школа и люди, с которыми он или она общаются.
В формировании зависимости эта группа факторов первостепенна.
С точки зрения факторов риска рассматриваются социальные характеристики семьи, тип воспитания в семье, ее структура, отношения между родственниками и личностные особенности родителей. Вторую подгруппу составляют остальные факторы социализации:
успеваемость в школе, характер общения в коллективе и занимаемая позиция, референтная группа и отношения с учителями.
К микросоциальным семейным факторам риска обычно относят:
- отсутствие семьи, неполные или деформированные семьи (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);
- асоциальные семьи, в которых присутствует пьянство, криминал и жестокое отношением внутри семьи;
- недостаток внимания со стороны родителей;
- гиперопека ребенка (чрезмерный контроль и лишение самостоятельности);
- оторванные от жизни ожидания родителей в отношении ребенка.
К остальным микросоциальным факторам риска относятся:
- низкая учебная мотивация;
- нарушения дисциплины в школе;
- трудности в общении со сверстниками и учителями (конфликтность, агрессивность, избегание);
- принадлежность к неформальной группе, где подросток хочет получить недостающие ему дома и в классе понимание и поддержку